На злобу дня. Траурные венки на пыльных обочинах. На злобу дня. Траурные венки на пыльных обочинах.

Траурные венки и таблички с датой, а иногда и обстоятельствами смерти в ДТП могут возникнуть в любом месте проселочной дороги или оживленной магистрали. В Беларуси такая мода - отмечать по-кладбищенски места аварий со смертельным исходом возникла не так давно, хотя и в Европе подобные мемориалы тоже можно увидеть.

Хранители скорби мешают или дисциплинируют?

В Греции и некоторых других европейских странах вдоль автомобильных дорог иногда встречаются небольшие часовенки, к которым приходят родственники для поминовения погибших. В Германии в память о погибших в дорожных авариях местная администрация выдает разрешение на размещение на месте ДТП крестов и других погребальных принадлежностей на период 40 дней, затем администрация их снимает. В Великобритании потерявшие кого-то из родных в автомобильных авариях сажают деревья, устанавливают скамейки, на которых пишут имена погибших. Все это размещают в парках или зонах отдыха и ни в коем случае в придорожных зонах. В то же время власти устанавливают временное (на 30 дней) панно на месте ДТП, информируя участников трафика о дате и времени аварии с летальным исходом. В нашей стране устанавливать памятные знаки на дорогах не разрешается.

Тем не менее, на Могилевщине можно наблюдать немало памятных знаков о случившихся трагедиях вдоль автомобильных дорог. Можно понять людей, возложивших на месте аварии цветы или поставивших свечи, но иногда в придорожной полосе устанавливаются массивные бетонные или гранитные памятники, хотя погибшие захоронены на кладбищах.

За последние 50 лет на дорогах и улицах нашей страны в дорожно-транспортных происшествиях погибло более 70 тысяч человек при протяженности дорожной сети общего пользования 94 тыс. км. К счастью, в последние годы число погибших снижается, а вот количество памятных знаков на месте транспортных трагедий на дорогах республики растет. Если каждое место ДТП обозначать памятным знаком, трудно себе представить, во что превратятся наши дороги через несколько десятков лет! Устанавливая их, люди не задумываются, что тем самым они невольно передают свою боль проезжающим водителям и пассажирам. Люди по-разному относятся к таким знакам, в чем можно убедиться, просмотрев в Интернете форумы на эту тему. По мнению одних, напоминание о происшедшей трагедии дисциплинирует водителей, вынуждая снижать скорость и более ответственно относиться к соблюдению правил дорожного движения. При этом они забывают, что для профессиональных водителей дорога - родной дом. Не каждый из установивших памятный знак согласился бы ежедневно находиться в местах человеческих трагедий. Это угнетающе действует на психику. Другие советуют людям, положительно относящимся к кенотафам (пустым могилам), напоминание о возможной опасности устанавливать в салонах своих автомобилей, не травмируя нервную систему дисциплинированных водителей.

Отрицательно относятся к установке памятников в местах ДТП священнослужители, считающие, что могильные кресты подобает устанавливать на местах захоронений, нежели на месте гибели. Установление крестов вне мест погребения (кладбищ), в том числе вдоль дорог, противоречит церковным канонам. А поминать умерших следует в церкви.

Со временем траурные венки и другая ритуальная атрибутика теряют свой первоначальный вид и перестают быть символами светлой памяти о погибших. Забота о памятных знаках перекладывается на дорожно-эксплуатационные предприятия. Если тенденция установки знаков скорби на местах гибели людей в придорожных полосах дорог сохранится, то вместо положительных эмоций, вызванных красотой белорусской природы, не только мы, но и приезжающие в нашу страну зарубежные туристы из окон автомобилей будут наблюдать частокол из памятников.

С каждым годом, несмотря на ограниченность финансирования, усилиями дорожных служб наши трассы приобретают более презентабельный вид. Заместитель генерального директора РУП ´Могилевавтодор´ Сергей Тылец считает, что ложные захоронения в придорожных полосах не только портят эстетичный вид наших дорог, но и создают сложности при выполнении работ по их содержанию. Все это требует дополнительных затрат.

Если пьяный лихач летит по встречке, остановит ли его траурный венок, висящий на столбе? Вряд ли. Скорее, сам столб. Как бы там ни было, но о человеке после смерти должна остаться светлая память, а не ритуальная мишура вдоль дорог.

Виктор ПЕТРУШКО.

иcтoчник: www.tribunapracy.by