Работа - мечта, не надо за большие деньги покупать турпутевки, а наоборот, тебе еще зарплату платят за то, что ты за счет предприятия побываешь в разных странах, посмотришь мир. О такой работе только мечтать можно, - думают многие дилетанты, когда общаются с теми из шинников, кто в силу служебных обязанностей постоянно ездит по командировкам. А так ли он сладок, этот хлеб командированного, и так ли наполнен знакомством с экзотикой и достопримечательностями его день вдали от дома? Попытаемся это выяснить на примере одной рядовой командировки, в которую были направлены главный редактор газеты Валерий ЗИНОВСКИЙ и инженер по испытаниям шин ОИНШ УИТС Руслан ШИНКОРЕНКО для того, чтобы на российском полигоне ООО ´Вершина´ проконтролировать проведение сертификационных испытаний трех моделей наших легковых шин. А также дадим возможность узнать, как испытываются шины, которые наши читатели производят своими руками.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

Под стук колес на стыках и барабанную дробь на стрелках уносил нас поезд в Москву, чтобы затем на перекладных - в Дмитров, а оттуда на полигон. Мы ехали и, как пела когда-то Алла Пугачева, ´тучи разгоняли руками´, чтобы не испортилась погода и наша поездка не оказалась впустую, так как в дождь и ветер испытания шин не проводятся, и не солоно хлебавши, мы вынуждены будем ни с чем вернуться домой.

По мере того, как наматывались километры пути на подшипники букс железнодорожных вагонов, росла наша тревога, и мы ´молились, чтобы погода не подвела´, тем более что в Орше холодное солнце наших широт сменили на небе тучи, заплакавшие редкими и тяжелыми каплями дождя.

Станция за станцией, перегон за перегоном приближали нас к цели: Орша, Смоленск, Софроново, Бородино, Вязьма, и вот, наконец, он - ´Вавилон´ людей, дорог и направлений, высоток и трущоб - столица России Москва, а в ней близкий нашему сердцу своим названием Белорусский вокзал.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

Можно сказать, как в бою, короткими перебежками, мы выскочили из уютных объятий вагона поезда ´Брест - Москва´, и ринулись по переходам сначала на привокзальную площадь, затем к кассам пригородного сообщения, а оттуда - к нужному перрону местных железнодорожных линий. Только бы не опоздать, ´молили наши сердца´, так как электропоезд, который мы искали в паутине железнодорожных путей, был последним, уходящим на Дмитров в этот день, а в запасе на все про все у нас было меньше часа. И если мы не вложимся в это время и опоздаем на электричку, будем ночевать на вокзале. А этого нам, ох, как не хотелось, ведь кроме элементарного неудобства, сделать это не позволял цейтнот времени. Выезд на полигон для испытания наших шин руководством сертификационной компании АНО ´Шинтест´ был назначен на завтра на 4 часа утра. И задержись мы в Москве, не успели бы на полигон и сорвали бы задание.

В общем, сами понимаете, с каким настроением и мыслями мы совершали свои перебежки, сверяя все действия с часами. Но мы успели, и, вскочив в последнюю электричку, отдышались, перевели дух до следующего ´марш-броска´ в поисках ночного такси и гостиницы.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

В ´Царевне лягушке´ - так назывался наш временный дом, нас уже ждали, так как мой коллега по командировке побеспокоился заранее забронировать места.

Бодрящий душ, пару часов сна и снова гонка, на этот раз в машине одного из сотрудников ´Шинтреста´, инженера-испытателя Глеба, который очень лихо, но при этом с соблюдением всех правил дорожного движения, вез нас к селу Тоношна Ярославской области - месту испытания шин. Путь нам предстоял длиною в 250 километров и занял он, со всеми особенностями подмосковного трафика, более трех часов.

Мы ехали за счастьем, ведь как по другому можно назвать перспективный рынок для наших шин, - прямые поставки на конвейер для комплектации первых белорусско-китайских легковых автомобилей семейства ´Джили´. Главное, чтобы это счастье не оказалось призрачным, в том смысле, чтобы шина размера 225/60R18 модели Bel-403 прошла все испытания по программе Правил ЕЭК ООН 117, показала хорошие результаты и получила сертификат качества. В том, что так и будет, мы не сомневались, хотя, понятное дело, душу грыз червячок сомнения. Ведь это были первые испытания шины на шумность и сцепление с мокрым асфальтом, и могли быть любые сюрпризы.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

Кроме этой шины планировалось испытание еще двух легковых шин массового потока - 175/65R14 модели Бел-264 и 185/60R14 модели Бел-256 на подтверждение сертификата, выданного им два года назад.

Дорога шла по историческим местам древних городов Сергиева Посада, Александрова, Переславль-Залеского, Ростова Великого, Ярославля. Вот бы остановиться здесь на денек, побродить по памятным местам, приникнуть к архитектурным жемчужинам. Но нельзя, сроки командировки не приемлют сантиментов.

За Ярославлем, в стороне от трассы на Кострому, невзрачный съезд уводит нас в лес, где и спрятался полигон ООО ´Вершина´, который для испытаний наших шин арендовал ´Шинтест´.

На въезде строгие запрещающие надписи и предупреждение о проходящих испытаниях, высокий забор с колючей проволокой поверху, злая немецкая овчарка, рвущаяся с цепи, и обслуживаю-щая команда хранили тайны полигона от любопытных глаз и объектива фотоаппарата.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

Хорошо, что руководитель испытательной лаборатории АНО ´Шинтест´ Андрей Сергеевич Фадеев заранее получил для нас аккредитацию на право фотосъемки, и то, только машин с нашими шинами в момент их испытаний, а то вывели бы нас под белы ручки прочь с этого ´секретного объекта´.

Итак, мы на месте. Впереди большая работа и времени на раскачку нет. Бригада, или точнее, команда испытателей, стала готовить машины и шины к тестовым заездам. А должны были пройти два двойных ´экзамена´ на подтверждение сертификата для шин серийного производства и двойной сертификационный - для новых шин торговой марки ´Astarta´, предназначенных для кроссовера ´Джили´: тесты на шумность на сухом асфальте, а также на сцепление с мокрым асфальтом, это испытание проводилось в сравнении с шиной - эталоном.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

Кстати, не многие знают, что это такое, эталонная шина, поэтому поясню. Это специально разработанная по особой техны, которая нигде и никому не продается, кроме как специализированным испытательно-сертификационным центрам и то при предоставлении ими специальных гарантий, что она не будет передана третьим лицам, и в обычной эксплуатации не используется. Она выпускается в очень ограниченном количестве, и только, как мне сказали, тремя компаниями в США, Канаде и Франции. Это по сути тот же лабораторный инструментарий или точнее прибор, как, например, хроматограф для анализа жидкостей. ´Наш эталонный´ Uniroyal на 14 и такой же на 18 дюймов был произведен Michelin на своей дочерней фирме в США.

В чем же заключалась подготовка шин и техники к испытательным заездам? Новые шины, только что из форматоров-вулканизаторов, ни в коем случае испытывать нельзя, ведь производители автомобилистам даже в быту рекомендуют при ´обувании´ новых шин соблюдать осторожность до пробега в 200 - 300 километров. И наши шины до их выхода на старт трека должны в обязательном порядка ´прикататься´. Поэтому для ускорения подготовительного этапа на одном комплекте мы ехали на полигон, второй уже заранее был прикатан, а в шины Bel-403 для ´Джили´ ´обули´ пикап, который во время испытаний серийных ´белок´, обкатывал новые шины на трассе.

´ASTARTA´ готова к старту, или Дорога за счастьем...

В это же время на Рено-Логан, согласно методике, были сняты брызговики и все другие дополнительные обвесы, которые могут создавать шум или его экранировать, и автомобиль стал каждым колесом на свою отдельную весовую площадку, с точностью измерения до граммов, чтобы загрузиться баллас-том до определенной нагрузки на каждое колесо. В зависимости от индекса несущей способности шины, загрузка авто должна быть 75 плюс-минус 5 процентов от индекса несущей нагрузки шины. Это что касается испытаний на уровень шума. А для определения индекса сцепления на мок-ром покрытии диапазон загрузки от 60 до 90 процентов индекса грузоподъемности. Эту процедуру проходили абсолютно все авто перед каждым испытанием наших шин, как и вообще при испытаниях всех шин.

А затем с точностью до десятой доли атмосферы определяется и устанавливается давление в шинах, рассчитанное по методике и специальной формуле в зависимости от весовой нагрузки. И все эти данные заносятся в протокол испытания. Выверял до грамма весовую нагрузку и рассчитывал давление Глеб Сергеевич Чекменев - инженер по сертификации и лабораторно-дорожным испытаниям АНО ´Шинтест´. Именно он отвечает за весь теоретический расчет, анализ и контролирует проведение испытаний.

После этого автомобиль оснас-тили специальной аппаратурой.

- Это британский прибор на основе GPS навигатора, - поясняет Глеб Сергеевич. - На крышу устанавливается антенна, в салоне - блок с компьютером и на лобовое стекло монитор, с которого водитель считывает показания. Система универсальная, она может снимать порядка 15 параметров. На этих испытаниях мы определяем по ней скорость прохождения на точке измерения шума шин, а при определении сцепления на мокром покрытии - точную дистанцию торможения.

Наконец, когда автомобиль и шины очень скрупулезно были подготовлены командой испытателей к заездам, наступает момент истины: ´наш´ Логан с нашими шинами выезжает на трассу полигона. За рулем инженер-испытатель Артем Вячеславович Никитин. И пока готовится оборудование на площадке измерения уровня шума, он, нарезая километры кругов, разогревает шины.

Сама площадка - это идеально ровный отрезок трассы, покрытый специальным асфальтом и прошедший сертификацию в международном центре для того, чтобы подобные площадки во всем мире имели абсолютно одинаковые характеристики. С одной и другой стороны ее устанавливаются и, под наблюдением моего коллеги по командировке Руслана Георгиевича Шинкоренко, калибруются шумомеры, устанавливается портативная метеостанция для считывания значений температуры воздуха и силы ветра, за показаниями которых следят Глеб Чекменев и Андрей Фадеев, руководитель испытательной лаборатории. Андрей Сергеевич также контролирует и температуру асфальта. А правильность всех измерений и занесения точных данных в протокол контролирует Руслан Шинкоренко. Все эти показатели, а на каждый из них есть свой допуск, например, порывы ветра, не должны быть более 5 метров в секунду, влияют на результаты испытаний.

Всего для расчета контрольной скорости, которая по методике равна 80 километрам в час, и создаваемому шинами уровню шума необходимо провести четыре заезда в интервале скорости от 70 до 80 км/час и 4 заезда от 80 до 90 км/час.

Сами испытания смотрятся не так эффектно, как лабораторно-дорожные, когда машины с визгом шин и писком тормозов, проходят на скорости ´змейку´ и выполняют другие фигуры ´высшего пилотажа´. Здесь все более прозаично. Особенно измерения уровня шума: просто между шумомерами на заданной скорости проезжает автомобиль, а Глеб Чекменев и Андрей Фадеев фиксируют в протоколе показания приборов. И так раз за разом. Но бывают и незачетные заезды, когда случаются порывы ветра или автомобиль не выдерживает контрольную скорость. И так, первый, второй, третий заезды, четвертый, пятый, шестой. Приборы регистрируют скорость, децибелы, температуру асфальта и воздуха, силу ветра. Все буднично, но результаты имеют решаю-щее значение для дальнейшей судьбы шин.

И вот первая модель свой экзамен сдала, автомобиль переобувается, и все начинается сначала. А затем тот же автомобиль и те же шины, пройдя подготовку на испытания тормозных свойств, выходят на старт ´мокрой´ площадки. Но перед этим ´наш Логан´ комплектуется эталонными шинами, на которых авто проводит тестовые заезды испытания тормозного пути. А затем это же действие повторяется на наших шинах. Разгон - торможение, снова разгон - и снова резкое, ´в пол´, до срабатывания АВС, торможение с регистрацией результатов. И так по кругу раз за разом, после чего автомобиль снова ´обувается´ в эталонные шины, и снова - разгон - торможение. На этот раз для подтверждения тестовых результатов. Этот неизменный порядок сохраняется при испытаниях всех моделей шин: эталонный заезд, испытательный, и снова - эталонный.

К этому времени свою обкатку закончили наши новые шины 225/60R18 ´Astarta´ для ´Джили´. Как отметил водитель-испытатель Андрей Сергеевич Юхарев, обкатывавший их на Форде-пикапе, шины ему понравились: ´они мягкие и хорошо дорогу держат´.

После подготовки автомобиля и шин к испытаниям, наши Веl-403 прошли точно такой же круг испытаний, что перед ними наши серийные шины, и показали, подчеркну, по предварительным расчетам, хорошие результаты и по сцеплению с мокрой поверхностью, и по уровню шума.

Точно также, опять-таки, по предварительным расчетам, подтвердили свои сертификаты по всем показателям шины 175/65R14 модели Бел-264 и 185/60R14 модели Бел-256.

Окончательные расчеты проведут и подведут итоги испытаний специалисты чешского международного сертификационного центра. Они же выдадут сертификаты и сообщения о подтверждении соответствия всех наших шин, проходивших испытания, требованиям Правил 117 ЕЭК ООН.

Усталые, но довольные, мы с Русланом Георгиевичем ´паковали чемоданы´ в обратную дорогу, в которой, конечно же, были свои приключения, ´перебежки´, ожидания и бессонная ночь. Да, нелегок хлеб у командированного, но в данном случае - интересен своими результатами.

Валерий ЗИНОВСКИЙ (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Фото автора.

иcтoчник: shinnik.by