TUT.BY

Шестиклассник Кастусь Жибуль едва дотягивается до выключателя, но своим примером уже рушит стереотипы об аутизме. Свой первый стишок он сочинил в год и семь месяцев, в восемь - его рассказы публиковал взрослый литжурнал ´Макулатура´. Сейчас ему 12, и по его сказке ставят уникальный мюзикл ´Чыгунка´ - второй спектакль Семейного инклюзив-театра ´i´. Каково это - быть родителями особенного, но гениального ребенка, рассказал отец Кастуся, белорусский поэт и литературовед Виктор Жибуль.

´Он всегда был уникальным´. Ребенок с аутизмом в 12 лет пишет рассказы для серьезных журналов.

´Мы с Верой подумали: ´Вот круто!´ и стали за ним записывать´

Можно предположить, что Костин писательский дар - скорее закономерность, нежели случайность: оба родителя, Виктор и Вера Жибули, талантливые литераторы. Виктор - поэт и драматург, Вера (до замужества Бурлак) - поэт, переводчик и музыкант. Их произведения переведены на многие языки.

- Мы познакомились на филфаке, на встрече с российским поэтом Дмитрием Приговым. Пока на кафедре белорусской литературы проходило обсуждение, мы с Верой обменивались записками, причем это были палиндромы. Позже мы с друзьями создали музыкальную группу, стали набирать людей, и я вспомнил, что Вера пишет и исполняет интересные песни. И мы предложили ей роль вокалистки и инструменталистки. Вместе ходили на репетиции, я часто подносил Верину гитару. Репетиции плавно перетекали в романтичные свидания, - рассказывает Виктор.

´Он всегда был уникальным´. Ребенок с аутизмом в 12 лет пишет рассказы для серьезных журналов.

Молодые люди поженились, в 2005 году у них родился сын Костя. Литературный талант стал проявляться раньше, чем мальчик научился самостоятельно есть. В возрасте года и семи месяцев он придумал свое первое поэтическое произведение.

- Мы с Верой подумали: ´Вот круто!´ - и начали за ним записывать. В три года он мог выдать такое: ´Бабры спускаюцца з гары, у іх марозіва ўнутры. Бабры зусім ня дзікія, у іх хвасты вялікія´, ´Была лыжка драўляная, а стала паламаная´. Это были его первые публикации, - вспоминает Виктор. - Кастусь очень метафорично мыслил, в три года сказал о березах: ´В деревья налито молоко´. Детям свойственно образное мышление, но часто со временем оно куда-то исчезает. У Кастуся это остается до сих пор, только раньше он больше писал стихи, а сейчас - прозу.

Родители не редактируют произведения Кости: их интереснее читать в том виде, в котором написал автор. Максимум - исправляют грамматические и орфографические ошибки.

- Правда, в 8 лет он сочинил рассказ ´Мыльныя бурбалкі´, который состоял практически из одних диалогов. Кастусь тогда не знал, что такое пьеса, но по сути написал именно ее. Я помог оформить рассказ в драматическое произведение. Там действующие лица - мыльные пузыри, которые ведут себя как люди. Кастусь придумал им невероятные имена - например, Зтойкiшасi. Теперь он пишет повесть про Кая и Простособачку.

Необычные имена - часть фирменного стиля Кастуся. Однажды он написал рассказ, который так понравился редакции взрослого журнала ´Макулатура´, что его опубликовали. Произведение называлось ´Окс, Укс, Поўн i Ыз´, и это все тоже имена персонажей.

- Он не хочет называть их Вася, Петя, Саша... Может, это авангардизм, а может, мое влияние: я ему рассказал, что в детстве тоже писал сказки и, чтобы соригинальничать, придумывал имена, которых не существует, - поясняет Виктор.

Иногда Кастусь придумывает говорящие имена: в рассказе ´Рамяннік´ есть герои-антагонисты Нахал и Нармал. А сам рассказ - про летающий ремень, который гоняется за детьми. Это такая детская интерпретация родительских угроз ´получишь ремня´.

- Мы не идеальные воспитатели, и когда Кастусь баловался, пугали его этим предметом. Сейчас многое поняли, переосмыслили и научились по-другому стимулировать его делать хорошее и не делать плохое, - говорит Виктор.

Театр учит ответственности

Кастусь - лауреат многих литературных конкурсов. В конкурсе музея Янки Купалы выиграл номинацию ´Лучший сказочник´, а одно из стихотворений получило приз конкурса музея Якуба Коласа ´Гуляй, зіма, твая часіна´. Со сказкой ´Сабачая чыгунка´, которая впоследствии стала музыкальным спектаклем ´Чыгунка´, Кастусь победил в общешкольном конкурсе чтецов ´Купаляняты´.

´Он всегда был уникальным´. Ребенок с аутизмом в 12 лет пишет рассказы для серьезных журналов.

При этом он ходит в творческую студию Ирины Пушкаревой, на базе которой создан семейный театр ´і´, в котором вместе с обычными детьми играют дети с аутизмом. Занят в спектаклях ´Флейта-чарадзейка´ (это первый спектакль театра, в котором приняли участие дети с аутизмом) и ´Чыгунка´.

- Станет Кастусь актером или писателем? Посмотрим, какие способности он будет развивать дальше. Но мы видим, что актерская игра помогает ему развивать уверенность в себе и общаться с детьми. Раньше с этим были сложности. Например, когда он ходил в детский сад, на каком-то этапе мы обнаружили, что ему проще общаться со взрослыми, чем с детьми. Кроме того, он стал понимать, что такое ответственность. На репетициях ´Флейты´ уставал, мог капризничать. Но когда выходил на сцену во время спектакля, всегда все делал как надо.

Родители сопровождают сына на репетициях и гастролях. Театр объездил с первым спектаклем, в котором участвуют дети с аутизмом, все областные центры.

- Хорошо, что velcom поддержал турне с ´Флейтай-чарадзейкай´: люди по всей стране узнают, что есть такой театр, - говорит Виктор. - Сейчас в соцсетях уже спрашивают: ´А когда вы приедете в Молодечно? А когда в Бобруйск?´. Кстати, я точно знаю, что на премьеру ´Чыгункі´ приедут несколько зрителей из Бобруйска.

Виктор не любит акцентировать внимание на том, что в спектаклях театра ´і´ заняты особенные дети.

- Все люди имеют право на творческое самовыражение независимо от того, есть ли у них особенности. Когда мы рассматриваем картину или читаем рассказ, мы же не задумываемся о том, есть ли у автора какие-то особенности, - говорит он.

´Война и мир´ белорусам не нужна

´Писателям некогда писать, а читателям - читать´, а потому установка создать современную ´Войну и мир´ белорусскими авторами вряд ли будет выполнена, считает Виктор Жибуль.

- Белорусская литература успешно проскочила тот период, когда такая книга могла у нас появиться. Не думаю, что в будущем вообще кто-то станет читать произведения такого объема, потому что жизнь у людей складывается так, что времени всё меньше и меньше. Думаю, литература перейдет к малым формам, - говорит поэт.

´Он всегда был уникальным´. Ребенок с аутизмом в 12 лет пишет рассказы для серьезных журналов.

Сам он пишет в авангардистском стиле, используя юмор и иронию. В ранние годы увлекался городским фольклором, стилистикой ´страшилок´, что частично находит отражение и в современном творчестве. Его волнуют такие темы, как свобода человека в мире:

- Хочу, чтобы каждый оставался сам собой, потому что иногда это тяжело. Про это и пишу, высказывая в разных образах.

Впрочем, Виктор не тешит себя пустыми надеждами изменить мир и заставить людей жить иначе.

- Возможно, то, что не удалось мне, сделает Кастусь. Ведь мы даже не представляем себе, какими возможностями могут обладать особенные люди. Кто-то считает это наказанием, мы же - даром. Нам уже есть за что им гордиться, - признается он.

иcтoчник: news.tut.by