К 630-летию Бобруйска: первая школа в городе на Березине.

История не сохранила для бобруйчан сведений о самой первой школе в городе. Известно только, что в 17 веке первую школу открыли иезуиты, монахи католического ордена ´Общество Иисуса´. Насколько же отличались существовавшие более трех столетий тому назад школы от современных?

Иезуитская школа была гуманитарной. Основное внимание уделялось в школе изучению латинского языка. Первые три класса школы назывались низшей школой или грамматикой, так как основное внимание уделялось грамматике латинского языка. Помимо латинского языка, преподавались и основы греческого. После окончания грамматики ученик поступал в класс поэзии. Завершалось получение среднего образования в иезуитских школах классом риторики, рассчитанным на два года. Школа, в которой обучение проходило не только в классах грамматики, но и в классах поэзии и риторики, назывались коллегиум. Коллегиум являлся средним учебным заведением.

Преподавание велось на польском языке. Школы создавались в первую очередь для детей дворян, но учились в них и сыновья крестьян, экономов и др. Принимали мальчиков не только из католических семей, родители могли быть и других вероисповеданий. Обучение было бесплатным, нуждающимся выдавали еду, бумагу, книги.

Учителя строго придерживались школьного устава, обязательного для всех учебных заведений ´Общества Иисуса´. Во всех классах должно было ежедневно проводиться только четыре урока: два до обеда, затем двухчасовой перерыв, и два урока после перерыва. Первый урок обычно отводился проверке домашнего задания. Проверяли знания лучшие учащиеся, а учитель в это время работал над ученическими тетрадями. Довольно часто в классах проводились соревнования. В начале учебного года учитель произвольно делил класс на две команды и задавал достаточно сложные упражнения. Два ученика, выполнившие их лучше всех, назначались руководителями каждой команды. Остальных ребят делили на пары примерно одинаковых по успехам учеников. Так создавались две команды в классе, каждая выбирала себе название: римлян или карфагенян, греков или македонцев и др. Оценки учеников, полученные во время опросов (´хорошо´ или ´плохо´) ставились в классном журнале. Победительницей объявлялась команда, у которой сумма оценок оказывалась большей. Подведение итогов проводилось в три этапа: через месяц, потом через полгода и в конце года. Кстати, подобные методы широко используются в современных школах.

По субботам, да и в течение других дней, немало времени отводилось повторению пройденного. Педагоги стремились к тому, чтобы ученики побольше усваивали в школе, а не дома. Дома учащиеся выполняли упражнения, переводы с польского на латинский и наоборот, писали сочинения. Начиная со второго класса, учитель предлагал темы для написания стихотворений.

В классах риторики учащиеся должны были ознакомиться не только с теорией ораторского искусства, но и выработать собственный стиль речи. В этом классе изучались речи Цицерона, сочинения Аристотеля, Платона, Гомера и др. В школах осваивалось искусство написания выступлений, писем, создания эпиграмм, од. Самые лучшие работы учитель или сам автор зачитывали перед классом, иногда и в костеле. За успехи в науках юношей награждали книгами, а ленивых и провинившихся наказывали ударами палкой.

Учителя трудились над выработкой у учащихся навыков ведения бесед. С этой целью между одноклассниками, между старшими и младшими детьми проводились диспуты.

По просьбе родителей изучалась арифметика. На её преподавание выделялось немного времени: всего полчаса в неделю. В 1751 году в программу учебных заведений ввели историю и географию.

В своих школах иезуиты основывали театры. Спектакли являлись своеобразным отчетом перед публикой по риторике. Несколько раз в год организовывались экзамены, а в конце года проводилось публичное испытание всех классов по очереди в присутствии всех желающих.

Не все юноши, обучавшиеся у иезуитов, заканчивали школу. В каждом классе были ученики-второгодники, а некоторые обучались в одном классе по 6, 7 лет.

Самые опытные и талантливые учителя трудились в первых на территории современной Беларуси учебных заведениях в Полоцке, Несвиже, Орше, а остальные педагоги кочевали между Бобруйском, Мстиславлем, Могилевом и другими городами.

Первым школьным учителем ордена иезуитов в Бобруйске был член Несвижской иезуитской коллегии магистр Феликс Шляванский. Но проработал он всего один год - 1660/1661. В течение семи последующих лет никаких учебных заведений в городе не было, и неоднократно во время военных действий работа школ прерывалась. С 1687 по 1705 год обучал детей только один учитель. В 1706/1707 учебном году магистр Георгий Шилянский читал поэзию и риторику, а магистр Иоанн Петяшко преподавал в остальных классах Бобруйской средней школы.

Здание школы иезуитов в Бобруйске находилось на территории монастыря. Первоначально это было одноэтажное деревянное здание с крыльцом, где висел школьный звонок. Первое помещение при входе служило и местом проведения театральных представлений. Здесь стояли 11 лавок, отсюда в школьные классы шло три двери. Во всех классах стояли лавки для учеников, кафедра для преподавателя, были печи, покрытые изразцами зеленого цвета.

Каменное двухэтажное здание коллегиума в Бобруйске было построено в начале 18 века. Известно, что планировка его была коридорной. На первом этаже находился кабинет ректора, руководившего работой школы, трапезная (столовая), аптека и кельи. На втором этаже располагались просторные классные помещения. В прохладное и зимнее время здание хорошо отапливалось.

Инна Овсейчик, ст. научный сотрудник учреждения культуры

´Бобруйский краеведческий музей´

иcтoчник: bobruisk.gov.by