Лирико-драматическая Алла Грахова.

Этот год для Аллы Граховой, актрисы областного театра драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича, особенный! Он ознаменован юбилейной датой - сорокалетием на бобруйской сцене. Чего за это время только не было! Однако нашей героине вспоминается исключительно хорошее, а стрелку на часах она - о, мудрая женщина! - воспринимает и вовсе как друга. ´Знаете, что по этому поводу говорила Анна Маньяни фотографам? - улыбается Алла Игнатьевна. - Не прячьте моих морщин, они слишком дорого мне достались. Придерживаюсь той же позиции. К тому же, в молодости я много о чем не задумывалась, а с возрастом понимаю жизнь все глубже. И на роли смотрю по-другому... ´. Благо в последних недостатка нет, да и для творческих экспериментов актриса всегда открыта. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему грустит Винцент Иванович?

- Алла Игнатьевна, давайте начнем разговор со знакового события, которое грядет в Бобруйске уже этой осенью - фестиваля национальной драматургии имени Дунина-Марцинкевича. Наверное, вся театральная общественность в предвкушении?

- Можно сказать и так. Хотя, на мой взгляд, лицо этого фестиваля до конца до сих пор не найдено. Если первые годы сюда съезжалось огромное количество белорусских драматургов собственной персоной, то потом все меньше и меньше... Кроме того, хотелось бы, чтобы все театры страны - до е-ди-но-го! - обязательно привозили в Бобруйск свои работы. Помню, как после второго по счету фестиваля покойный ныне режиссер Валерий Раевский заметил: ´Мы к вам, наверное, больше не поедем!´. Мол, не на должном уровне оборудованы зал и сцена. Однако с каждым годом у нас что-то добавляется, меняется в лучшую сторону. Ну и что если не столица? Зато атмосфера есть! Будь моя воля, сделала бы также акцент на ´новую плынь´ молодых драматургов. Среди них можно встретить гениальных ребят! Хотя опять-таки не все понимают и принимают новые формы театрального искусства, эксперименты. Сама наблюдала, как с ужасно интересного и в своем роде новаторского спектакля ´Лондон´ по одноименной пьесе Максима Досько четыре женщины среднего возраста, ворча и бросая едкие комментарии в адрес режиссера, ушли из зала.

- Это называется бескультурье!

- Согласна. Перед тем, как покупать билеты, надо читать аннотации. Никто же никого не обманывает. Есть зрители, которым именно такой театр близок!

Лирико-драматическая Алла Грахова.

- А что из творчества бобруйских писателей было бы интересно реализовать на подмостках?

- Я бы моноспектакль по повести Абрама Рабкина ´Вниз по Шоссейной´ сделала. Это потрясающая вещь! Трогает до глубины души, цепляет не на шутку. А еще обязательно бы вновь обратила внимание на ´наследство´ Винцента Ивановича. Мы, кстати, единственный театр в Беларуси, поставивший и его, и о нем все произведения. Мистика, но они по какой-то причине не приживаются, поэтому, наверное, Дунин-Марцинкевич стоит как рядом с театром, так и в парке неподалеку такой грустный. Народ якобы не любит постановки на белорусском языке. Убеждена - это ерунда! Думаю, обязательно в Бобруйске когда-нибудь появится режиссер, который спектакли по пьесам нашего земляка сделает шедевральными!

По этажам за ´молодостью´

- Раз уж заговорили про эксперименты... Есть ли для вас табу в профессии?

- В психологическом плане нет, в физическом - да. Здесь как раз надо помнить о возрасте. На сцене все должно быть красиво и эстетично.

- Любопытно, как на роли настраиваетесь?

- По-разному. Нет одного конкретного обряда. Например, чтобы стать легкой, воздушной Оленькой Васильковой в спектакле по пьесе Островского ´Светит, да не греет´ бегала по этажам перед выходом на сцену, набиралась ´молодости´. Или же общалась с молодежью - компаниями моих сыновей. А иногда наоборот: чтобы воплотиться в образ, надо помолчать. Или даже помолиться.

- Алла Игнатьевна, а что вы можете сказать по поводу своего амплуа?

- Расскажу случай. Отработав почти два года в ТЮЗе после окончания Белорусского театрально-художественного института, вынуждена была оставить это место. Пробовала устроиться в театр в Гродно, но местный главреж вынес вердикт: ´Мне нужна лирико-романтическая актриса, а вы - лирико-драматическая!´. На всю жизнь эту свою характеристику запомнила, - заразительно хохочет Алла Грахова.

- А как оказались в Бобруйске?

- Посоветовала попробоваться сюда коллега по ТЮЗу Нина Воронецкая - меня сразу и взяли. И практически с первых дней я получила большие роли в трогательной постановке ´Звездные ночи´, сатирико-гротескной ´Римской бане´ и других. Тогда здесь работала потрясающий режиссер Анна Ароновна Каменская. Мой режиссер. Кстати, я застала период ´межвременья´: старый театр ´зруйнавали´, а нового еще не было. Какой-то период играли в Доме культуры. Открыли же здание нынешнего театра в 1978 году ´Пинской шляхтой´. С тех пор у меня выходило по-всякому: в какие-то промежутки оставалась совсем без ролей, в другие - была активно задействована... Очень зависимая у нас профессия. Можно всю жизнь трудиться в театре, считаться хорошим актером, но свою роль так и не сыграть.

Что приснилось дядюшке?

- А вы свою роль, как думаете, сыграли?

- Мне повезло, за плечами - очень много сложных и в то же время любимых образов. Один из самых-самых - Марьи Москалевой в спектакле ´Дядюшкин сон´ по повести Федора Достоевского. За него, кстати, получила главный приз в номинации ´Лучшая женская роль´ на фестивале ´Классика сегодня´ в украинском Днепродзержинске. Было неожиданно и приятно! Ловкая, беспринципная и властолюбивая, Марья Александровна способна на все ради достижения своих целей. Что ей движет? Как она дошла до интриганства? Мне понятна и она, и ее мотивы. Поэтому легко было воплощать Москалеву на сцене. С не меньшим удовольствием играла жену Дунина-Марцинкевича в спектакле покойного ныне режиссера Рида Талипова ´Комедиант´. Для того, чтобы она получилась достоверной, я много читала, изучала соответствующую литературу. Вроде как роль не заметная, но она почему-то легла на душу и часто вспоминается по сей день. Жаль, что сняли с репертуара, спектакль был по-настоящему интеллектуальным: о том, что человека определяют не кризисные минуты, не сложные ситуации, а то, каким он выходит из них. Например, Дунина-Марцинкевича тюрьма - Пищаловский замок не сломала, а закалила. В себе нахожу что-то от каждой роли, прорабатываю и додумываю детали. Так и получается ´авторская´ героиня!

Лирико-драматическая Алла Грахова.

- Порой актеров, филигранно перевоплощающихся в тех или иных персонажей на сцене, ну никак невозможно ´идентифицировать´ в обычной жизни... Вас часто узнают на улицах Бобруйска?

- Да, случается. Хоть и редко. В тему приходит на ум забавная история. Как-то после спектакля разгримировалась по традиции и зашла в магазин неподалеку от театра. Стою в очереди, думаю о своем, как вдруг слышу удивленно-разочарованное во весь голос: ´Ой, а со сцены такая молоденькая!... ´. Смеялась после этой реплики от души! Теперь с ее ´автором´ - женщиной-театралкой, открытой и непосредственной, дружим, чаи иногда вместе попиваем. А вообще артистам хочется отклика! Не стесняйтесь, подходите после спектаклей, делитесь своими эмоциями и впечатлениями. Мы будем вам за это благодарны.

С Яковлевой на пару

- Знаю, что и в кино вы неоднократно снимались...

- Есть такой опыт. Что примечательно, живу в 9-этажном многоквартирном доме, где до поры-до времени вообще никто не знал, что я актриса. И это, заметьте, при 40 лет стажа в театре! Стоило мелькнуть на телеэкране - моментально пошли звонки от соседей. Были эпизоды в ´Семейном детективе´, ´Вангелии´, ´Каменской´, ´Сердце без замка´... Кое-где весьма любопытные характеры! Довелось также понаблюдать за режиссерами многосерийных сериалов. Невооруженным взглядом видно - им это та-а-а-ак надоело!

- С российскими коллегами тоже, думается, общались?

- С Еленой Яковлевой пересекались - она, между прочим, одна из моих любимейших актрис. Очень искренняя на экране, настоящая. Талант! Не меньше нравится Ксения Раппопорт - кажется, нет ролей, которые были бы ей не под силу, харАктерная артистка. Видеться, к сожалению, пока не доводилось. А вот Анатолий Васильев оказался душой-человеком, помогал мне в ´Семейном детективе´, советы давал, подбадривал. Его экранная жена - Раиса Рязанова - наоборот держалась особняком, не шла особо ни с кем из съемочной группы на контакт.

- Признайтесь, Алла Игнатьевна, а вы-то сами в обычной повседневной жизни какая?

- Нервная и взрывная. Люблю ездить на велосипеде - Бобруйск ´обкатала´ вдоль и поперек. Обожаю камни и деревья - это для меня ´истоты´ высшего порядка, отношусь к ним, как язычница, с благоговением, заряжаюсь энергией. А вообще я обычный человек, у которого на первом месте, конечно же, семья.

´Днепровская неделя´

иcтoчник: bobruisk.gov.by